*****
В 1789 и 1790 годах адмирал Чичагов (1726–1809) одержал ряд блистательных побед над шведским флотом, которым командовал сам шведский король, Густав III. Старый адмирал был осыпан милостями императрицы: получил Андреевскую ленту, орден святого Георгия 1-й степени, около 4000 душ, а при заключении мира серебряный сервиз и шпагу, украшенную алмазами. При первом, после того, приезде Чичагова в Петербург императрица Екатерина II (1729–1796) изъявила желание, чтобы он рассказал ей о своих походах. Государыню предупреждали, что адмирал почти не бывал в хороших обществах, иногда употребляет неприличные выражения и может не угодить ей своим рассказом. Но императрица осталась при своём желании. На другое утро явился Чичагов. Государыня приняла его в своём кабинете, и, посадив напротив, вежливо сказала, что готова слушать. Старик начал... Не привыкнув говорить в присутствии императрицы, он робел, но чем дальше входил в рассказ, тем больше оживлялся, и, наконец, пришёл в такую восторженность, что принялся уже кричать, махать руками и горячиться, как бы при разговоре с равным себе. Описав решительную битву и дойдя до того, когда неприятельский флот обратился в полное бегство, адмирал всё забыл, и стал ругать трусов – шведов; причём, употребляя такие выражения, которые можно слышать разве что в трактирах.
– Я их ..., а они ..., а мы их ..., – кричал адмирал.
Вдруг старик опомнился, в ужасе вскочил с кресла и повалился перед императрицей.
– Виноват, матушка, ваше императорское величество...
– Ничего, ничего, – кротко сказала императрица, не дав заметить, что поняла непристойные выражения. – Продолжайте, Василий Яковлевич, продолжайте. Я ваших морских терминов не разумею.
Она так простодушно сказала это, что старик от души поверил, опять сел и докончил рассказ. Императрица отпустила его с чрезвычайным благоволением.***** Keyboard not found. Press F1 to continue.***** Делать то, что ты любишь – свобода.
Любить то, что ты делаешь – счастье.*****